МЕНЮ
Учень! Що для тебе (як для школяра) означає школа?

• ▲  угору сторінки
  • ◄  на попередню сторінку
головна сторінка > Інформація про школу > Історія школи > Наша Родина > По родному краю
Пошта@school-2.com

(що це)
згадати пароль | реєстрація

Електронний класний журнал
Випадкове відео
Випускник 2009

По родному краю

Группа экскурсантов. Снимок сделан у подножья передового редута Захарьевской крепости.

Алеет заря. С каждой минутой оранжевая полоса неба становится шире. Вот она уже принимает золотистый оттенок – и вдруг брызнули первые веселые лучи солнца.

Я лежу на дворе и любуюсь этим чудесным рождением утра. Спать не хочется. Сегодня такой знаменательный день: мы идем в поход!..

И вот эта долгожданная минута наступила. Около ворот нашей школы остановилась автомашина. С веселой суетливостью уложили мы свои походные вещи, попрощались с Еленой Дмитриевной и поехали.

Родной город остался позади. Машина мчится по ровному шоссе, среди роскошных полей колхозной пшеницы.

Село Ольгино.

Около речки Берды машина останавливается. Отсюда начинается поход по родному краю. Впереди 50 километровый переход по скалистым, густо пересеченным крутыми балками берегам речки Берды.

Цель перехода достичь развалин старинной русской Захарьевской крепости.

Едва мы сошли с машины, как почувствовали себя настоящими экскурсантами. У каждого за плечами рюкзак, в руках палка, одеты все по-походному.

И вот мы отправились в путь. Первый привал мы сделали на скалах, которые сложены из древнейших кристаллических пород архейского периода. Здесь же руководитель нашего похода, работник местного краеведческого музея Огульчанский М.Я., рассказал нам историю села Осипенко (Ново-Спасовка), которое мы оставили справа. Это село было основано в ХVІІІ веке казаками старожилами и наз. Спасовским. Село Осипенко одно из самых значительных сел в нашем районе, насчитывающее более 20 тыс. населения. Это родина славной советской летчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко. В сельском саду поставлен ей памятник, и мужественный ее взор поощряет и вдохновляет ее земляков на новые трудовые пgподвиги.

Одним из красивейших мест нашей области считается район Средних Берд, куда мы пришли часам к одиннадцати дня.

Необозримая степь, пересеченная балками, вдали виднеющиеся курганы, чуть видные в легкой дымке хатки, разбросанные то здесь, то там, и посреди всего этого небольшая речушка Берда в живописных берегах…

Обыкновенный южно-украинский пейзаж, но какое огромное впечатление произвел он на нас. Это трудно передать словами. Надо быть Гоголем, чтобы описать красу степи и Тургеневым, чтобы передать ее могучее действие на человека. Глядя на картину родного края, как-то весь преображаешься, становишься лучше, и мысли становятся чище, красивей.

Наш небольшой отряд перешел на другой берег, и тут мы были свидетелями замечательного явления. Камни, по которым мы только что перешли, стали скрываться под водой, вода становилась мутнее, и вот Берда превратилась в бешено мчавшийся поток.

Мы в недоумении смотрели на это «чудо», пока Алексей Яковлевич не объяснил нам, что в верховьях прошли дожди, которые превратили добродушную Берду в грозную и сердитую. Но Средние Берды славятся не только красотой. Они имеют большое экономическое значение в масштабах района. Здесь предполагается строительство Бердостроя, который даст электроэнергию всему району и хорошую питьевую воду городу Осипенко.

Отдыхали под роскошным деревом волошского ореха, ветви которого, сгибаясь под собственной тяжестью, наклонились к самой земле, образуя живописный шатер. Часть ребят побежала купаться, остальные – кушать вишни, которых здесь было в изобилии.

Я села на берегу и стала любоваться Бердой. Она была очень красива, в ее зеленых берегах, теснимая с обеих сторон высокими скалами. Тут меня позвали девочки, и я быстро побежала помогать варить кашу. Что это была за каша!!! Только в походе она может быть такой вкусной. Но вот, отдохнув и пообедав, мы снова тронулись в путь. Под вечер мы подошли к селу Николаевка. Село было основано во второй половине ХVІІІ века ногайцами и называлось Катур-Оглу. В 1861 г. ногайцы выселились в Турцию, а на их место пришли переселенцы Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний. Так как первые из них прибыли в так называемый Николаев день, то и село стало называться Николаевкой. Село это в настоящее время насчитывает около 20 тысяч населения, здесь организовано 6 колхозов.

Колхозники села по собственной инициативе и своими силами построили гидроэлектростанцию на реке Берде, которая дает энергию четырем колхозам.

«Стираем грань между селом и городом», - так объяснил деятельность колхозов секретарь парт. организации колхоза им. Буденного товарищ Дубинин.

В 8 часов вечера первый этап похода был успешно завершен. Мы достигли села Ново-Солдатского, где были гостеприимно встречены заведующим школой тов. Псарем. За первый день мы проделали путь в 25 км. и, утомленные, но довольные, стали готовиться к отдыху. Долго не смолкал смех среди нашего веселого общества, но, наконец, усталость переборола, и все крепко заснули.

…Чудесное утро! Ночью прошел дождь и освежил душный воздух. В 5 часов утра завтрак. Короткие сборы и снова в поход. В этот день мы узнали много интересного.

Некогда большая и полноводная Берда имела в прошлом огромное значение. По ней плавали гребные лодки греков, которые вели оживленную торговлю с жителями бассейна реки Берды. Еще и сейчас находят здесь греческие монеты, письмена и другие памятники древности.

Берда была известна под названием «Агара», так о ней и упоминает великий греческий историк Геродот.

Но проходили века… Целинные земли по берегам реки стали распахиваться, в результате этого рудники, питающие Берду и устье самой реки, стали заносится почвой. Прошли еще века, и могучая река превратилась в небольшую илистую речушку. Некогда она проделала огромную работу. Почвы несомые Бердой, и наносы с моря под действием постоянных северо-восточных ветров образовали Бердянскую косу, которая вытянулась в море узкой 18-ти километровой лентой.

Чтобы попасть в Греческую и Косолапую балки, где в древнюю геологическую эпоху находились стоянки первобытного человека, мы сделали большой круг. Путь наш лежал через хлеба. Какая это богатая и чудесная картина!

Озимь таинственно шелестит даже при легком дуновении ветерка. На фоне чистого голубого неба носятся жаворонки, купаясь в лучах летнего солнца. По временам они исчезают в волнах зреющего хлеба, чтобы через минуту появиться снова, оглашая степь звонкой песней. Идти среди хлебов было трудно, но самочувствие каждого было таким бодрым, что мы продвигались быстро. Все дружно пели. Песня не смолкала ни на минуту: кончал ась одна, затягивали другую, и я не помню, чтобы еще когда-нибудь пелось так легко и свободно, как в этот памятный день.

Наконец, мы достигли Греческой балки. Так как она похожа, как две капли воды, на Косолапую то я буду говорить о них вместе. В далекие времена в этих балках ютились первобытные люди ново-каменного периода. До наших дней сохранились пещеры, гранитные навесы под которыми наши далекие предки находили приют и защиту от зверей. Мы облазили все их склоны и наши энергические поиски увенчались успехом. Мы нашли несколько кремней с видимыми следами обработки. Надо сказать, что в нашем районе кремень не залегает, поэтому можно предположить о существовавшем товарообмене между первобытными людьми того времени. Орудия труда, выделанные из кремня очень искусны. Вряд ли в наше время найдется человек, который вручную мог бы создать что-либо подобное.

Но вот впереди уже видны земляные валы Захарьевской крепости, конечного пункта нашего похода. Кажется, что она вот-вот рукой подать, но понадобится целый час, чтобы достичь ее. Захарьевская крепость расположена на высоком водоразделе, недалеко от речки Берды, на границе Запорожской и Сталинской областей. Она была основана в ХVІІІ веке при Елизавете Петровне и служила опорным пунктом в борьбе против Турции. Кстати сказать, Берда в течении 50 лет была границей между Российской державой и Сталинской империей. До нашего времени сохранились грозные валы и рвы некогда важнейшего стратегического пункта.

Мы с интересом разглядывали это историческое место, стараясь как можно лучше запечатлеть его в памяти.

Обратный наш путь лежал через село Ново-Солдатское, куда мы прибыли в 8 часов вечера.

Маршрут следующего дня был небольшим: села Ново-Солдатское – Карла Маркса.

В этот день мы узнали о богатствах этого небольшого уголка нашего края. Берега Берды очень богаты полезными ископаемыми. Здесь много гранита и гнейса, которые имеют огромное значение как строительный материал; железняка, кварца, полевого шпата. На правом берегу притока Берды Берестовой, в 300 метрах от устья, находится довольно значительные залежи гранита.

…Вот мы и в селе К. Маркса. Здесь нас уже ждала машина. С радостным чувством людей, успешно выполнивших большое задание, весело с пением о родине, возвратились мы в наш зеленый солнечный город.